Главная                                       Маленькая невеста Франции                          Статьи

 

Несколько слов и цифр о Софи Марсо. Она родилась 17 ноября 1966 года в Париже под знаком Скорпиона, ее отец сменил профессии художника, бармена, водителя грузовика, а мать работала в отделе игрушек в одном крупном магазине. Сейчас ее родители являются владельцами небольшого ресторанчика в Со.

 

Она выросла в зеленых предместьях Шель и затем Жантильи. В тринадцать лет, когда она училась в лицее, она решила найти себе работу, чтобы заработать немного денег во время рождественских каникул. Сначала она хотела пойти хотела пойти работать подручной в булочную. Но ее родители высказались против: надвигалось 25 декабря, и родители хотели, чтобы вся семья была в сборе за праздничным столом. Праздники надо отмечать, сказала ее мама и шуточно помахала перед носом Софи маленьким объявлением: парижское модельное агентство искало детей для работы. Софи протестует против рождественского пирога и, как вызов, на шутку мамы заявляет: "Почему бы и нет? Я пойду". Конец действия.

 

  Ее фотографии лежат в агентстве несколько месяцев. В один прекрасный день, день ее судьбы, она получает бумагу с просьбой явиться на пробы для фильма Клода Пиното "Бум". Она идет туда с папой. Худенькая, в обычном комбинезоне, ненакрашенная и усталая она подходит к студии, где стоит очередь разряженных в пух и прах девочек. Папа говорит: "Мы не станем ждать так долго". Софи (вкратце): "Ну, если через час я не зайду, то мы уйдем". От этого часа зависела вся ее судьба. Она прошла пробы, и после третьей встречи Пиното взял ее на роль.

 

  Софи - это Вик из "Бума-1", снятого в 1980 году. То есть, это маленькая невеста Франции, с идеальной родословной, обычная девчонка с улицы, чистый прообраз, романтичная фигура, сладкая как конфета девочка начала восьмидесятых годов. Успех во всем мире. Во Франции фильм посетили 4.500.000 человек. 1982 год, второй "Бум". Она бросает лицей, влюбляется в своего молодого партнера Пьера Коссо, получает приз как Лучшее Молодое Дарование на церемонии вручения Сезаров в 1983 году и льет слезы. В шестнадцать с половиной лет она эмансипируется, "чтобы вести жизнь взрослой, необходимую для моей профессии, чтобы подписывать контракты или, например, купить квартиру". Она раздосадована, что ей необходимо достичь восемнадцати лет, чтобы легально получить водительские права. На короткое время она появляется на курсах Флорана. И Ален Корно заключает с ней контракт на участие в фильме «Форт Саганн», где она занимает место, как можно было увидеть на афишах, расклеенных в Париже, рядом с Депардье, Нуаре, Денев.

 

  Я встречаюсь с этой молодой особой в 10-м округе, в квартире, которая принадлежит ей и где она живет с Лолитой, прелестным коккер-спаниелем, и Каффуши, сиамским котом. Слышится лай собак на лестнице ее дома - действительно, нужно иметь семнадцать лет, чтобы подниматься на седьмой этаж без лифта. Постепенно становятся слышней лай собак и требовательный голос, который напрасно требует от этой своры (Поп Корна, собака ее лучшей подруги, и уже названной Лолиты) быть немного потише. Лестничная площадка. Она чертовски красива, Софи Марсо, мы уже говорили это? Ее красоту можно было бы назвать классической, если бы не светлые и красивые глаза с короткими азиатскими веками; этакая итальянская мадонна, изящное создание, чистая обнаженная кожа, свежие щеки матового оттенка, густые волосы, чей цвет напоминает светлые каштаны, возвышенная, но в то же время облеченная в плоть красота, прекрасный цветок, как сказали бы в старые времена.

 

  - В детстве у тебя были какие-нибудь предчувствия того, что с тобой произойдет? Ты хотела стать актрисой?

  - Нет, говорит она (совершенно спокойно), я никогда не думала о моем будущем, словно я знала, что что-то должно со мной произойти - я совершенно не знала, что это будет.

 

  Я всегда испытывала необходимость переодеваться, что-то выдумывать, разыгрывать какие-то сценки, смешить людей (словно она, однажды...), но это было совершенно инстинктивно, без всякого намерения стать актрисой. Кино? Я туда даже не ходила до одиннадцати лет, смотреть в субботу после обеда все эти выдумки. А в тринадцать лет я уже сама начала сниматься. У меня не было времени стать любительницей кино.

 

  - Софи, а юность? Этот период от тринадцати до семнадцати лет, у тебя украли его или же ты прожила его в сто раз интенсивнее, чем остальные?

  - (Решительно, упрямо нахмурившись). Да, у меня отняли что-то от этого времени, которое оставляет свой отпечаток на всю жизнь, из которого все проистекает. Как можно прожить юность, когда чувствуешь ответственность актрисы? Когда-нибудь позже (грустно) это свалится на меня, я буду страдать от того, что я не получила - я словно переступила через одну ступеньку.

 

 

  - Софи Марсо, что вы думаете о женственности?

  - Это призыв надежды. Из женственности - новой энергии - можно извлечь больше, чем из мужественности - силы, которая исчерпывает себя, - говорит она серьезно, лаконично, резко, совершенно искренне, словно констатируя факт.

 

  - Что вы скажете об обольщении?

  - Мне необходимо обольщать.

 

  Если я этого не делаю, я чувствую себя больной. Я чувствую вкус к риску, а обольщение - это самый большой вызов. Это игра, которая захватывает полностью и без остатка. Я хочу очаровать всех, выиграть эту игру, скорее, со стороны янг, мужского, воинственного и глубинного начала, а не чтобы успокоить себя.

 

  - А о сексе и соблазне?

  - У-у! Секс, печальный результат обольщения.

 

  Соблазн - это игра, которая не требует результата. С такими ограничениями секс может привести только к поражению. Кроме тех случаев, когда есть соучастие. В любви женщина полностью подчиняет себе мужчину, именно она руководит ситуацией, мужчина оказывается во власти женщины, каким бы нежным он не был.

 

 

  - Почему такое изменение во взглядах? Этот новый взгляд - это взгляд Мадлен из "Форта Саганн"? Тебе было легко взглянуть на мир другими глазами?

  - Нет, и к счастью, я состарилась, - смеется она. - У Вик не было никакого взгляда на жизнь, или был, такой невинный, восхищенный.

 

  Взгляд Мадлен - это взгляд взрослого человека, но в некоторых сценах я оставалась совершенной девчонкой - я еще смотрела на мир глазами Вик. Приключение под названием "Бум" продолжалось три года, меня всему научили, нельзя, чтобы Вик курила, выпивала, говорила то или это, от меня требовали быть все время разной. Я изменилась после "Форта Саганн" и этой роли влюбленной женщины, определенной и сложившейся личности. Я прошла этот рубеж благодаря Депардье. Если бы не он, я сыграла бы Мадлен так же, как я играла Вик. Это был бы провал. Потерять свою стыдливость и играть со всей страстью, управлять ей (она делает ударение на этом слове - все время это желание быть хозяином положения), чтобы у зрителей было впечатление, что ты отдаешь всю себя, а не просто повторяешь заученные жесты и фразы, всему этому меня научил Жерар. Он очень застенчив, но перед камерой его не узнать. Это урок. Надеюсь, что я его хорошо запомнила. Я хотела бы работать с Артуром Пенном, Полянским, Жулавским. Я хотела бы, чтобы меня направляли твердой рукой, в жестких фильмах, с такими людьми, как они. А в перерывах - комедии, чтобы смешить людей (твои детские переодевания, Софи Марсо...)

 

  - Что насчет амбиций?

  - Доставлять удовольствие зрителям полтора часа, это уже достаточная амбиция, это получение власти, влияния на людей.

 

  И ты несешь ответственность за это влияние. Я ненавижу, когда слово "амбиция" понимают в узком смысле слова. Идти по головам других, чтобы быть первой, нет. Но отказываться от славы, это безнравственно. Я верю в магию встреч. Встреча с Пьером Коссо (высокий блондин с видом ангелочка, насколько я помню). Он очень много путешествует, мы редко видимся (здесь уже говорит и мечтает влюбленная женщина), у нас нет никакой совместной жизни, на самом деле, я не переношу обыденность, иногда я усложняю вещи, чтобы не попасть в ловушку, я предпочитаю создавать ситуации, у которых есть рамки, даже если я страдаю из-за этого, я постоянно хочу чего-то нового.

  Между нами происходит что-то безумное (она говорит "безумное" с широко открытыми глазами, с видом верующей, увидевшей чудо, есть огромная вера в этом маленьком солдате, который превращается в молодого гепарда, гибкого, с вкрадчивыми и легкими движениями, когда она говорит о любви). На расстоянии в три тысячи километров с нами происходят одни и те же вещи, мы оказываемся в одинаковых ситуациях - вот знаки, в которые я верю. Воспитание чувств - это как раз мой случай. Что касается женской дружбы, то я открываю ее для себя. До сих пор у меня не было ничего общего с "этими молодыми девушками, которых интересуют только их наряды", я всегда больше тяготела к мальчикам. Теперь у меня есть подруга, мы не расстаемся, это очень глубокое чувство. И потом, в дружбе есть что-то сексуальное, совершенно, это обогащает, как без этого можно обойтись? В трудной ситуации, - добавляет Марсо, романтическая натура, - я буду, конечно, рассчитывать на своего приятеля. Любит она шокировать людей, эта прямолинейная Марсо. Решила жить со своей любовью, все поставив на карту, и тем хуже для тех, кому это не нравится. Поговорим о литературе.

 

  - Какие книги ты взяла бы с собой на необитаемый остров?

 

  Возникают Ронсар, Мольер, Флобер, Бодлер, Рембо, Ламартин, Виньи, Мюссе, Скот Фицжеральд и Марсель Эме. Никакого понятия о современной литературе: "Ах, Превер, я обожаю Превера. В 12 лет Диккенс меня усыплял, то же самое Золя, я поклялась остановиться на Счастливчике Люке, но теперь книги уводят меня в мир приключений, я люблю классику. Утром мне нужен Моцарт, Мольер, днем и ночью, я хотела бы сыграть все, от Аньес до Селимены (она как раз между ними двумя), и Ондину, и Жульетту... Ах, Жульетта... " Она мечтает, и я спрашиваю ее, видит ли она сны. "О, да, я летаю на другую планету, я могу безумно влюбиться в кого-то, кого я увидела во сне, в прошлую ночь мне приснились пятьдесят фотографий в моей комнате, я слышала их, я позировала, я говорила с ними до утра..."

 

  А что она думает о праздниках, эта Марсо? "О, мне это нравится, очень, - говорит она, охваченная вдохновением, мечтательно глядя вдаль, - мне нравится, когда все по-простому, импровизированно, народные гулянья, звуки аккордеона, можно остановить машину, выйти, или наоборот, совершенная оргия, как карнавал в Рио, с их фантастическими приготовлениями", - ее взгляд медленно перемещается, она обещает себе поехать на Карнавал, хотя, шепчет она мне, для нее магической страной остается Япония, где она была три раза, ритуалы которой ее раздражают, но тайна гипнотизирует. А единственное место, ради которого она бы все бросила, это остров Реюньон, который является, я готова подтвердить, одним из самых замечательных и волшебных мест мира.

 

  - Говоря о празднике, о страстях, о необычном, Софи, что ты думаешь о возвращении звездной системы, после всех этих мрачных лет, когда молодая дебютантка должна была обязательно иметь облик какой-нибудь простушки или неопытной девочки?

  - Я за звездную систему, - заявляет она, - за блеск, привлекательность, чтобы публика ревела при появлении классных девушек, мехов, потрясных туалетов, роллсов, как это было при появлении Аджани на церемонии вручения Сезаров, в драгоценностях, с белой матовой кожей, просто фея, покрытая сверкающими звездочками... Но я не хочу быть порождением мечты людей, не хочу потеряться в них, я хочу заставлять их мечтать, - решительно говорит Марсо-Воплощенная Мудрость, - ведь сколько их уже было, и гораздо более опытных, чем я, которые растворились в мечтах других людей и поэтому исчезли, как дым. Но теперь, - говорит она с беспокойством, вдруг чувствуя себя уязвимой, - если я больше не буду их маленькой Вик, двойником их дочки, если я страну другой, если я включусь в эту игру звезд - будут ли они еще любить меня?

 

- Как вы относитесь к деньгам?

- Деньги нужны для жизни, - беспечно бросает она. - Уж я-то знаю, что такое, когда у вас в кармане блоха на привязи. Меня научили экономить.

 

Квартира - нет, это не помещение капиталов, для меня квартплата остается ежемесячным долгом, так что для моего спокойствия я предпочла купить ее. Как я трачу деньги? Я люблю организовывать неожиданные путешествия для своих родителей, покупаю себе книги, диски,... Лолита! Хватит уже! Убирайся! Или вот собаку. И великолепное вечернее платье для праздника... Будь у меня меньше денег, все было бы по-другому, - шепчет она совершенно по-детски, - но я думаю, что меня это бы не волновало - я могла бы жить по-другому.

 

  Лолита, недовольная тем, что в такой прекрасный день ее держат в четырех стенах, пытается ухватить Поп Корна за ухо, это ей не удается, Каффуши-святой все спит, мы быстро говорит о планах Софи. Во-первых, и это буквально на днях, в Ницце "Веселая пасха" Лотнера, по пьесе Пуаре, с Бельмондо. Во-вторых, в Соединенных Штатах, "Фаворитка" Девида Джоунса с Беном Кингсли, по пьесе "Ночь в гареме", фильм, о котором она говорит с воодушевлением ("меня захватывает жизнь женщин, которые оставили отпечаток в своей эпохе, как Эме Дюбюк де ла Риври, рабыня из гарема, которая, в конце концов, стала главой государства", - горячо восклицает она). В-третьих, фильм Пьяла, где она снова встретится с Депардье ("все идет так быстро, - говорит она тихо и обреченно, - когда я бываю одна и смотрю в зеркало, я иногда плачу...") - сценарий которого написан по детективному роману, который имел забавное название: "За нашу любовь".

 

  Я покидаю Софи, к которой только что зашла ее приятельница, мама Поп Корна, пришло время выгуливать собак, на маленькой улочке, теплым и ласковым вечером - кого и что я оставляю сейчас? Я покидаю горячего, живого, зрелого человека, марокканскую розу, неожиданно и быстро распустившуюся в июне, умеренную в своих взглядах, молодое деревце, уже твердо стоящее на земле, прекрасную головку мечтательной кариатиды, чистую душу, которая узнала пока только одну любовь, которая никогда не испытывала физических страданий (единственное, чего она боится), я покидаю умеренное и бесстрашное создание, рассудительную спорщицу, девушку, которая не переносит ни манерности, ни обмана, ни притворства, ни причуд, человека, прямого как грань алмаза, строгого и правдивого, который не скрывается ни за какой маской (а это редкость!), я покидаю искательницу страсти и гармонии. Я покидаю канатную плясунью, которая знает, какая пропасть лежит под канатом, и которая не боится ее, я покидаю актрису, ту, кого в Италии уважительно называют una artista, и я могу вам сказать, что она заслуживает этого звания; ей семнадцать лет. Времена изменились, и они приносят нам то, что нужно нам больше всего: молодую, очень молодую начинающую актрису. Она так похожа на этот вечер, теплый, светлый, наполненный ленью и покоем, с легкими словно перышко облаками, вечер, в котором чувствуется любовь и надежда, который исчезает и умирает в первой ночи этого раннего лета.

 

                                                                                                                                                                      Мюриель Серф

 

                                                                                                                                                                                              Пари Матч 1826  (май 1984 года)

 

Hosted by uCoz